Новые назначения

19. Благословение Задонского чудотворца

20. Преблаженная обитель

19. Благословение Задонского чудотворца


Большной радостью и утешением для епископа Феофана стало его участие в прославлении великого духовного писателя свт. Тихона Задонского. О его творениях свт. Феофан говорил: «Никакая книга не может сравниться с его книгами».

Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий.

Восемьдесят лет в Задонской обители от гроба свт. Тихона истекал поток чудесных исцелений. К 1860 г. они стали настолько многочисленными, что Св. Синод, рассмотрев их и исследовав нетленные мощи подвижника, принял решение о его канонизации.

Торжество прославления было назначено на 13 (26-го по н. ст.) августа 1861 г. К этому дню в маленьком городе Задонске собралось около трехсот тысяч человек, которые, невзирая на жару, шли и ехали со всех концов Руси. «Невозможно описать радости Преосвященного Феофана по этому случаю!» — вспоминал посетивший тогда Задонск его племянник А. Г. Говоров. Открытие святых мощей было поручено митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору (Никольскому), архиепископу Воронежскому и Задонскому Иосифу (Богословскому) и епископу Курскому Сергию (Ляпидевскому).

Неожиданно стало известно, что 10 (23-го по н. ст.) августа в Курск приедет Государь Император Александр II, которого был обязан встречать правящий архиерей. Поэтому вместо епископа Сергия Св. Синод направил для участия в торжествах Тамбовского Владыку. Святитель Феофан спешно прибыл в Задонск. «К этому времени успел освободиться епископ Сергий и ночью приехал в монастырь». [11] Так, по Промыслу Божию, святитель, всю жизнь ощущавший глубокое духовное родство со свт. Тихоном, стал участником обретения его мощей.

Крестный ход в день прославления Свт. Тихона Задонского.

После того, как епископ Феофан совершил Литургию в храме, где покоились мощи святого, начался многолюдный крестный ход. Подняв раку с мощами, ее благоговейно перенесли в главный собор монастыря в сопровождении четырех архипастырей, шедших за ней с жезлами и свечами в руках.

Во время всенощного бдения архиереи, воздав трехкратный земной поклон мощам свт. Тихона, приступили к их открытию. По словам очевидца, в соборе стояла благоговейная тишина, и нельзя было поверить, что в нем находилось около восьми тысяч человек. Когда раку перенесли на середину храма, разлилось дивное благоухание и все опустились на колени. Было пропето величание угоднику Божию, и до двух часов ночи народ шел, чтобы приложиться к обретенной святыне. Иерархи, став по углам раки, помазывали богомольцев святым елеем.

На глазах у всех от мощей чудотворца происходили исцеления глухих, парализованных, бесноватых и даже слепорожденных.

Пример свт. Тихона, удалившегося в монастырь, несомненно, оказал влияние на принятие такого же решения свт. Феофаном.

Однажды, обозревая монастыри епархии, Тамбовский Владыка посетил Успенскую Вы-шенскую обитель. Она понравилась ему пустынной красотой местности и строгим иноческим уставом. И 13 мая 1862 г. епископ Феофан назначил ее настоятелем эконома архиерейского дома, архимандрита Аркадия (Честонова). А на прощание сказал: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я приеду к вам».


20. «Преблаженная обитель»


Так писал святитель о полюбившемся ему Вышенском монастыре. Даже сейчас, в XXI веке, паломнику, направляющемуся на Вышу, становится ясно, почему именно это пристанище иноков было избрано святым для уединенных подвижнических трудов. Оно лежит вдали от больших городов, среди живописной природы, при слиянии двух рек: Выши и Цны.

Успенский Вышенский монастырь.

Несмотря на то, что внешний вид монастырских стен и выросшего вокруг поселка еще носит следы коммунистического запустения, Выша и сейчас радует глаз богомольца своей особенной красотой. Как и прежде, она окружена лесами с величественными соснами, подступавшими некогда к самой ее ограде.

Первоначально монахи жили в восьми верстах вверх по реке Выше, на левом ее берегу, но затем переселились на новое место. Выбирая его, они, по преданию, опустили в реку икону Божией Матери. Она пристала к берегу там, где располагались земли матери Государя Михаила Феодоровича — старицы Марфы Иоанновны. От мирских селений эти земли отделялись двумя реками и лесом. Рассмотрев челобитную монахов, великая Государыня-инокиня Марфа в 1625 г. даровала эти земли обители.

В XVIII в. Вышенская пустынь пережила тяжелые времена: нужду в самом необходимом, временное закрытие в 1724 г., а через полвека — разграбление Успенского храма пугачевцами. Но в 1800 г. епископ Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев) решил возродить здесь монашескую жизнь, назначив настоятелем иеромонаха Тихона, а казначеем — иеромонаха Иосифа, насельников Саровской пустыни. Трудами этих сомолит-венников прп. Серафима Саровского Вышен-ский монастырь за несколько десятилетий стал вполне благоустроенным, заимствовав от Саровской пустыни свой устав.

Инокиня Марфа (Романова).

Царица Небесная чудесным образом промышляла о посвященной Ей обители.

В грозном 1812 г. 46-летняя дворянка Мария Иоанновна Аденкова поступившая после кончины своего супруга послушницей в Московский Зачатьевский Алексеевский монастырь, спасаясь от наполеоновских захватчиков, покинула столицу. Она ехала в Тамбов, в Вознесенскую женскую обитель, и везла с собой родовую Казанскую икону Божией Матери, которой родители благословили ее при вступлении в брак.

На пути, в одном из безлюдных мест, извозчик вдруг свернул с прямой дороги в лес, намереваясь ограбить и убить Марию Иоанновну. Поняв, что ей угрожает смертельная опасность, она взмолилась об избавлении от беды Матери Божией. «Не бойся, Я твоя Заступница»,— послышался вдруг голос, и в ту же минуту ямщик лишился зрения. Придя в ужас, он раскаялся и умолял Марию Иоанновну испросить ему помилование, обещая доставить ее невредимой в обитель. После молитвы он прозрел.

Казанская Вышенская икона Божией Матери

Четыре года Мария Иоанновна жила послушницей в Тамбовском Вознесенском монастыре, а 9 июня 1816 г. приняла постриг и была наречена во имя св. мученицы Миропии Хиосской.

В 1827 г. ей во сне явилась Царица Небесная, Которая повелела передать икону в Вышенскую пустынь, и 7 марта того же года матушка исполнила Ее волю через священника села Лесное Конобеево Димитрия Афанасьева. При иконе был крест с частицами святых мощей: св. апостола Матфея, святителей Василия Великого и Спиридона Тримифунтско-го, и крови св. Иоанна Предтечи.

Монахиня Миропия. Портрет кисти свт. Феофана

Матушка Миропия отошла ко Господу 14 декабря 1829 г. А от Казанской иконы в Вышенском монастыре совершались многочисленные исцеления больных, признанных безнадежными. В вечернее время, когда храм был закрыт, богомольцы часто видели, как его озаряло яркое сияние, а лампада перед иконой вспыхивала сама собой.Особо проявилась милость Божия через Вышенский образ Божией Матери во время эпидемий 1853 и 1859 гг., когда, благодаря святыне, жители Шацка и Моршанска были избавлены от холеры.

Вот как Успенскую Вышенскую пустынь описывал в начале прошлого века очевидец: «В летнее время окружающий воздух пропитан благоуханием смолы и всегда полон таинственного шума

Часовня на могилке матушки Миропии в Тамбовском Вознесенском монастыре.

могучего векового бора. Внутренняя жизнь иноков течет по уставам древнего пустынножительства, с целодневными стояниями в храме, столповым пением и псалмодическим чтением. Обитель строго общежительная, и на один насельник ее не имееи ни копейки собственности.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»