Святитель Феофан

7. Полюбите детей — и они вас полюбят

8. Наставник жизни христианской

7. «Полюбите детей — и они вас полюбят»


Закончив Академию со степенью магистра, иеромонах Феофан 27 сентября 1841 г. был назначен на должность смотрителя Киево-Софийского Духовного училища, которое было создано при Киево-Братском Богоявленском монастыре для первоначального образования и подготовки детей к служению Церкви. С 15 октября он стал преподавать латинский язык в высшем отделении училища. С этого началась его почти восемнадцатилетняя деятельность учителя и воспитателя.

Сегодня, когда преподаватели в школах и вузах зачастую не считают нужным думать о внутреннем устроении своих учеников, очень востребованы принципы, которыми руководствовался в своей педагогической практике свт. Феофан. Он «заботился не о временном только благополучии, но и о вечном их счастье,— писал его племянник И. А. Крутиков,— Он особенно старался развивать в отроках любовь к молитве и церковному богослужению, чтобы в них сохранялась детская чистота, совестливость, послушание, смирение и полное доверие к старшим — те качества, которые Спаситель имел в виду, когда сказал: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (см. Мф. 18, 3)».

Преподобный Парфений Киевский

При этом подвижник не оставлял и духовного делания. Он много изучал творения Святых Отцов, «вошел в тесное общение со старцами, беседовал с ними о великой науке монашества. Со вниманием, как послушный ученик, он выслушивал их советы и повествования о трудностях благочестивой жизни». Особенно часто он прибегал к совету преподобного старца Парфения

За ревностное исполнение своих обязанностей он был награжден благословенной грамотой Священного Синода, а 7 декабря 1842 г. иеромонаха Феофана направили на должность инспектора и преподавателя логики и психологии Новгородской Духовной семинарии, где в XVIII в. учился, а затем и преподавал его любимый святой, Тихон Задонский.

Новгородский Антониев монастырь,
где размещалась Новгородская
Духовная семинария.

На уроках о. Феофан излагал сведения о душевной деятельности и законах логики простым и доступным языком. Опираясь на слово Божие, писания Святых Отцов и собственные наблюдения, он стремился «главным образом показать ученикам, что душа человека — образ Божий, что она предназначена к исполнению воли Божией и удалению от греха». Он учил христианскому самопознанию — тому, что «каждый должен видеть и свое человеческое достоинство, и свои нравственные недостатки».

«Христианскую любовь святой наставник считал основным началом педагогики, а богослужение, храм Божий — лучшим средством доброго воспитания.

Он не был сторонником формальных, механических мероприятий. „Полюбите детей, и они вас полюбят“,— говорил он. Чтобы разумно наполнить досуг учащихся и предохранить их от праздности, инспектор располагал их к столярному и переплетному ремеслу, а также к занятиям живописью, которую сам особенно любил. В летнее время он иногда предпринимал с юношами продолжительные загородные прогулки, чтобы они могли освежиться после утомительных умственных занятий».

«Воспитание из всех дел — самое святое»,— писал свт. Феофан. И такое отношение к воспитанию, как к делу, особенно угодному Богу, дало прекрасные плоды. Один из будущих иерархов, учившийся у него в Новгороде, говорил: «Отец Феофан был замечательный учитель и великий человек».


Память святого Парфения Киевского — 30 марта (13 марта ст. ст.) и 7 апреля (25 марта ст. ст.).


8. Наставник жизни христианской


Двадцать пятого января 1845 г. иеромонах Феофан был переведен преподавателем нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, и назначен помощником ее инспектора.

Ректором Академии был тогда замечательно эрудированный иерарх, епископ Винницкий Афанасий (Дроздов), а инспектором — сопостриженник будущего святителя архимандрит Макарий (Булгаков).

Санкт-Петербургская Духовная Академия.

Один из учеников святого, Константин Добронравии (впоследствии — епископ Псковский Гермоген), годы спустя вспоминал: «Отец Феофан, как профессор нравственного богословия, оживил эту науку, показав, что нравственное учение есть то же вероучение, только осуществленное в жизни».

Лекции иеромонаха Феофана производили на слушателей сильное впечатление своей жизненностью. К составлению их он относился очень серьезно. Смиренно не полагаясь на свои силы, молодой богослов показывал конспекты лекций настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Брянчанинову), будущему епископу Ставропольскому, учителю современного монашества. Его духовный опыт и знание творений Святых Отцов вызывали у о. Феофана глубокое и искреннее уважение.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.

Архимандрит Игнатий вполне одобрял тексты, которые в дальнейшем легли в основу написания одной из наиболее известных книг свт. Феофана «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)». В эти годы им были также написаны сочинения «Краткое учение о Богопочитании», «Что потребно покаявшемуся?» и «Поучения к говеющим во святой Великий пост».

Всё более ответственными становились послушания иеромонаха Феофана. Он был во второй раз удостоен благословения Св. Синода, а 25 мая 1846 г. — звания соборного иеромонаха Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Внутренне же его всё более влекла к себе уединенная монашеская жизнь. Он писал епископу Иеремии: «Ученой должностью начинаю тяготиться. Пошел бы в церковь, да там бы и сидел».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»