Миссия в ПалестинеУход в затвор

23. Авва Аркадий

24. Писать - это служба Церкви нужная

23. Авва Аркадий


Успенский храм монастыря.
Здесь мощи свт. Феофана
пребывали с 2002 по 2011 гг.

Сравнивая житие свт. Феофана с житием его любимого духовного писателя, свт. Тихона Задонского, мы видим, какую исключительно важную роль сыграл в жизни первого игумен Вышенской пустыни архимандрит Аркадий.

В отличие от настоятелей Задонского монастыря, которые не любили свт. Тихона и затрудняли написание им духовных сочинений, игумен Аркадий стал своего рода «заместителем по тылу» в той войне, которую вел свт. Феофан с врагом нашего спасения. Он снабжал святителя всем необходимым и «стремился к тому, чтобы предоставить ему полное спокойствие, чтобы ничто не мешало и не тревожило его».

Игумен Аркадий (в миру Андрей Честонов) был на одиннадцать лет младше свт. Феофана. Он родился на Тамбовщине в семье диакона Иоанна Честонова. В 1853 г. он принял постриг в монашество в Чернеевом во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, в том же году был рукоположен во иеродиакона, а в 1857 г. — во иеромонаха и исполнял послушание письмоводителя. Отметив его способности, епископ Макарий (Булгаков) предложил о. Аркадию перейти в Тамбовский Казанский монастырь, а еще через год назначил его экономом архиерейского дома.

Архимандрит Аркадий
(Честонов

Когда свт. Феофан сменил Владыку Макария на Тамбовской кафедре, о. Аркадий, отличавшийся «особенной простотой и добротой, общительностью и нестяжательностью», стал духовным собеседником и доверенным лицом святителя.

Вступив в управление Вышенской пустынью, он испросил у Св. Синода разрешение жителям Тамбова, Кирсанова и Мор-шанска, избавленным Божией Матерью от холеры по молитвам перед Ее чудотворной иконой, переносить Вышенскую святыню по городам губернии крестным ходом для служения молебнов в теплое время года.

Благодетель Тамбовщины
обер-камергер
Э. Д. Нарышкин

Отец игумен «умел сочетать в себе два важных качества: был замечательным администратором и настоящим монахом».

В период его управления монастырем был воздвигнут огромный Христо-рождественский собор, архитектурно схожий с московским храмом Христа Спасителя (в 1874— 1890 гг.), построены гостиницы для паломников и странников, открыты богадельня и аптека. «Мы получаем из мира и должны давать в мир»,— говорил он. [10] Стараниями деятельного настоятеля было благоустроено Шацкое Духовное училище, возведены здание училища в селе Шаморга и церковь в селе Золотая Поляна. В деревне Купле им была выстроена школа, многие крестьяне получали от него помощь. Благодарную память о добросердечии о. Аркадия местные жители передают из рода в род.

Вышенская пустынь. Фото нач. ХХ в.

Рядом с его именем в памяти потомков стоят и имена Сергея Кирилловича, Эммануила Димитриевича и Александры Николаевны Нарышкиных — благодетелей Вышенской пустыни и всей Тамбовской губернии, родственников венценосной семьи Романовых. Благодаря их щедрым пожертвованиям архимандрит Аркадий привел обитель в цветущее состояние. Святитель Феофан с большой теплотой относился к семье Нарышкиных — истинно верующих русских дворян.

Все 45 лет и 7 месяцев великих трудов игумена Аркадия на Выше свято хранился устав обители. «У нас по монастырю так тихо,— писал свт. Феофан,— что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен и, кажется, приял дар непрестанной молитвы». В другой раз святитель подчеркивал, что в монастырях «всё зависит от настоятелей. Пошлет Бог хорошего — всё добре. Не такого — всё вверх дном. У нас, например, Рай растворенный… Такой глубокий мир!»


24. Писать — это служба Церкви нужная


Виктор Ипатьевич Аскоченский

Количество и разнообразие духовных сочинений свт. Феофана необычайно велико.

В 1868 г. началась их публикация в журнале «Домашняя беседа для народного чтения», редактор которого, Виктор Ипатьевич Аскоченский, мужественно боролся против пропаганды революционных идей и призывал народ хранить святую Православную веру. Для этого журнала святитель написал множество статьей, и в нем же была напечатана книга «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)».

В этой книге показаны «три ступени жизни человека во Христе, которые, по свойству их, можно назвать так:

первую — обращением к Богу, вторую — очищением или самоуправлением, третью — освящением.

На первой человек обращается от тьмы к свету, от области сатаны к Богу; на второй очищает сердце свое от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним (см. Откр. 3, 20). Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов! Изобразить всё это и определить правилами и значит — указать путь ко спасению».

Святой Феофан за написанием
духовных сочинений

В 1869—1871 гг. в «Домашней беседе» публиковались размышления свт. Феофана на церковные чтения каждого дня года, которые составили книгу «Мысли на каждый день года», помогающую осмыслить услышанные в храме фрагменты Евангелия. В этом же журнале увидели свет «Письма о духовной жизни», цель которых — «представить картину духовной жизни во всех ее проявлениях, ревнующим о ней отчасти дать некоторые нужные указания, предоставить им случай заняться теми же предметами и обдумать, как их приложить к себе самим».

В 1869 г. свт. Феофан опубликовал толкование на 33-й псалом, а в 1871 г. — толкование на Шестопсалмие, в которых показано, как извлекать из псалмов Давидовых уроки «для упорядочения мыслей и доброго настроения сердца». В 1874—1877 гг. в печати появилось

глубочайшее изъяснение 118-го псалма. «Тут сокращенно все Отцы и всё учение о духовной жизни»,— писал о нем святитель.  В 1881 г. Вышенский подвижник издал толкования на 1-й, 2-й и 51-й псалмы.

В 1871 г. были опубликованы его «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую».

Письменный стол в покоях свт. Феофана

Затем святой написал размышления над Евангельской историей. В итоге в 1885 г. увидела свет книга «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке, изложенная словами святых евангелистов».

Число источников, с которыми работал свт. Феофан, огромно: это около трех с половиной тысяч книг по богословию, церковной истории и самым разным отраслям человеческого знания, а также художественная литература. Частная библиотека, собранная Вы-шенским подвижником в своем затворе, была одной из самых крупных в России, при этом наполовину состояла из иностранных книг, которые он читал в оригинале.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»