Святитель Феофан

1. Предисловие

2. Ты будешь или звонарь, или архиерей.

1. Предисловие


Святитель Феофан Затворник — один из близких к нам по времени Святых Отцов Церкви, чьи сочинения имеют особую важность для современного человека. По словам еп. Александра (Милеанта), «в строках его творений можно найти неиссякаемый источник духовного подъема, устремленности в небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия».

Святитель Феофан (в миру Георгий Говоров) происходил из семьи священника. С детства он полюбил храм Божий, молитву и православные книги. Получив образование в Орловской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, Георгий решил посвятить Богу всю свою жизнь. Приняв монашеский постриг с именем Феофан, он был рукоположен сначала в иеродиакона, а затем — во иеромонаха.

Все послушания, которые нес после этого будущий святитель: преподавание богословия в духовных училищах России, участие в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, деятельность в Константинополе, связанная с освещением вопроса об отношениях болгарских и греческих христиан, руководство Санкт Петербургской Духовной Академией, архиерейское служение в Тамбове и Владимире — были проникнуты одним стремлением — укрепить святую » Православную » веру » в умах и душах человеческих, свидетельствуя о ее совершенстве и ревностно оберегая ее чистоту.

Митрополит Климент у мощей Свят. Феофана Затворника

Земное служение свт. Феофана протекало во второй половине ХIХ в., когда в Россию с Запада хлынула муть ересей и безбожных материалистических учений, поднятая волнами революций, свергавших законную власть. Технический прогресс западных стран, поражая воображение, еще более усиливал соблазн бунта против Творца и Небесного Царя. В моду в России всё более входили революционость и атеизм. Видя это, святитель вступил в духовную битву за спасение душ наших соотечественников. Он призывал паству хранить верность Православию, любить отечество и почитать законную власть.

Однако главным делом жизни угодника Божия стала молитва. Поэтому он удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где молился и трудился в уединении. Здесь святителем были переведены на русский язык многие творения Святых Отцов и написаны сочинения, разъясняющих суть Христианства.

В слове на VI Свято- Феофановских чтениях 5 октября 2012 года Высокопреосвященный
Климент, митрополит Калужский и Боровский, говорил о важности трудов Вышенского подвижника для нашего времени:

«Что значит святитель Феофан Затворник для нас сегодня? » Конечно, святитель — это и подвижник, и богослов, но прежде всего он носитель веры, человек, опытно познавший путь отречения от греха и следования за Христом. Он говорит из опыта своей жизни, и говорит о самом важном — о спасении.Святой Феофан в своих трудах обращался к современникам и, прежде всего, к светским людям его эпохи.

Казанский собор Вышенского монастыря. Здесь покоятся мощи свт. Феофана

Он свидетельствует о горьких плодах отступления от веры и указывает способы выхода из гибельного для человека состояния. Самый главный из них — в обращении к Богу и готовности воли человека свободно принять благодать Божию в Таинствах Святой Православной Церкви.

В наши дни учение о христианской жизни, изложенное святителем Феофаном, составляет насущную и безотлагательную потребность. Человек и человечество сегодня настолько далеко отошли от Бога и подпали под влияние тьмы, что гибель души стала обыденным явлением. Не о христианской жизни идет уже речь, а о том, чтобы человеку остаться человеком и не озвереть окончательно, более того — не принять на себя образ сатанинский.

И никакие внешние воздействия на людей и внешние перемены,пусть даже и направленные ко благу, не дадут результата, если не произойдет перелома во внутреннем мире человека — того самого пробуждения от греховного сна, о котором пишет в своих книгах святитель Феофан».


2. Ты будешь или звонарь, или архиерей.


Великий наставник жизни во Христе святитель Феофан родился 10 января (23 го по н. ст.)1815 г. в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Он был пятым из семи детей иерея Василия Говорова и матушки Татьяны (в девичестве Поповой). В Крещении, которое состоялось на следующий день, новорожденного нарекли Георгием. Восприемниками стали его дедушка, священник Николаевского храма села Пониковец Иоанн Саввич Попов, и двоюродная сестра Анна.Родитель будущего Владыки, священник Василий, был сыном пономаря Тимофея Петровича Говорова, служившего, как и все его предки, в храме села Фошни. Василий Говоров получил образование в Севской Духовной семинарии, где «показал отличные способности» и после окончания учебы был оставлен в должности воспитателя юношества.

Вступив в брак с дочерью иерея Иоанна Попова Татьяной, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея, и служил настоятелем храма во имя Владимирской иконы Божией Матери в селе Чернавске.Все знавшие о. Василия отмечали его истинное благочестие, глубину ума, открытость характера и добросердечие. Эти его качества заметило епархиальное начальство, и он был назначен на важное и ответственное служение благочинного, которое усердно исполнял в течение тридцати лет, заслужив любовь и уважение подчиненных. Мать подвижника, Татьяна Ивановна, отличалась скромностью и трудолюбием. Она всегда была готова утешить скорбящего, помочь нуждающемуся.В такой благодатной атмосфере шло семейное христианское воспитание угодника Божия. Очень сообразительный от природы, Георгий с ранних лет «обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся до первопричины явлений». Матушка Татьяна и тетя мальчика, Марфа Никифоровна, рассказывали маленькому Егорушке о Боге, учили его молитве.

Когда Георгию исполнилось семь лет, родные приступили к обучению его книжной грамоте. По воспоминаниям родственников, о. Василий в кругу семьи отслужил молебен пророку Науму и дал сыну отеческий совет о том, как надо учиться. Затем посадил его за стол вместе со старшими братьями, вручил азбуку и сам рассказал ему о произношении начальных букв. В дальнейшем батюшка прослушивал заданные детям уроки, а преподавала их Татьяна Ивановна. Отец Василий часто приводил сына в храм, где тот подпевал на клиросе или прислуживал в алтаре.

«Подобное семейное воспитание, несомненно, имело большое нравственное значение: в душе ребенка было прочно заложено истинное зерно будущей жизни великого христианского подвижника,— отмечал жизнеописатель свт. Феофана, о. Петр Смирнов.— Особенно важно, что это зерно было насажено нежной рукой любящей матери».

Село Чернава. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Георгий был резвым и впечатлительным ребенком. Однажды после вечерни он задумал подняться на высокую колокольню, чтобы позвонить в колокол. В это время сторож,
не заметив маленького благовестника, запер вход на колокольню и ушел. Чтобы не просидеть там всю ночь и не огорчить родителей, мальчик спустился по веревке, протянутой от колокола к земле. Это было очень опасно, но Господь хранил Своего избранника. Узнав об этом, о. Василий сказал: «Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!» Слова священника оказались пророческими: по воле Божией его сын архиерей стал одним из выдающихся учителей Церкви Христовой — святым «звонарем», слово которого, как колокол, будит души людей и приводит их спасительным путем к Богу.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»